Какой-такой павлын-мавлын?
«Перенос неодобрения». Метод «переноса неодобрения» состоит в создании неодобрения определенных людей, действий или идей. Для этого демонстрируются те группы, поддерживают этих людей (одобряют данные идеи или действия), но относят к числу имеющих низкое доверие тех, которых боятся, ненавидят или презирают и др. В этом случае другие группы могут изменить свое отношение.
читать дальше«Перенос негативного образа». Метод «переноса негативного образа» состоит в проекции негативных качеств человека или какого-либо объекта, предмета или моральных ценностей (индивидуальной, групповой, внутриорганизационной, национальной, патриотической и т.д.) на другого человека или идею, для того чтобы дискредитировать его.
Например, во время ИК 1986 года во Франции социалисты выпустили контрпропагандистский плакат с изображением волка с длинными зубами и надписью: »А почему, милые правые, у вас такие большие зубки?»
Во время недавних выборов в Свердловской области против одного из кандидатов была распространена газета, в которой публиковались фотографии А.Буркова (кандидата на пост губернатора области) и его же фотография, подвергнутая компьютерному монтажу, который делал его похожим на Гитлера (была добавлена характерная прическа и усы). Посредине между двумя фотографиями располагались знак равенства и надпись «Хайль Бурков !»
«Наклеивание ярлыков». Метод состоит в эксплуатации предрассудков и стереотипов населения через «наклеивание ярлыка» на объект контрпропаганды. Ярлык квалифицирует этот объект как что-то, чего аудитория боится, ненавидит, испытывает отвращение, находит подозрительным или нежелательным и др. Например, анализ речей спикера палаты представителей США Ньюта Гинрича показал, что для описания его оппонентов (Демократической партии США) он использовал набор следующих негативных слов: жалость, обманывать, принуждение, обвал, падение, коррупция, кризис, задержка, уничтожение, деструктивность, поглощение, ставить под угрозу, неудача, провал, некомпетентность, болезнь, предательство, бюрократия, тратить время, радикальность, ложь, лицемерие и др.
«Общественное неодобрение». Используется для создания иллюзии неодобрения тех или иных действий кандидата со стороны общественного мнения. Осуществляется подбором различных высказываний групп влияния, «представителей« различных слоев населения, различных социологических опросов и т.д.
«Неопределенные выражения и намеки, несущие негативную окраску». При использовании данного метода аудитории предлагается возможность самой находить собственные интерпретации в негативном ключе. Используется против отдельных людей, групп, идей и эксплуатирует общественные стереотипы и латентные подозрения. Например, в одной из избирательных кампаний использовался в форме: «Ну, вы понимаете, на что обычно живут такие чиновники, как N» с одновременной демонстрацией благосостояния кандидата.
«Имитационная дезинформация». Метод состоит во внесении изменений в пропаганду противника, которые придают ей другое направление, снижают доверие к ней, создают негативный образ. Например, в ходе одной из ИК были выпущены листовки с избирательной программой и дизайном листовок другой стороны, однако программа содержала положения, неприемлемые для электората.
Другим примером применения метода в ИК является выпуск листовки за подписью одного из кандидатов с сообщением о снятии своей кандидатуры. В одной из избирательных кампаний данное мероприятие было проведено в последний день, разрешенный для агитации, что не оставило времени «избирательной команде», против которой направлено это мероприятие, на организацию широкомасштабного опровержения.
«Использование пугающих тем и сообщений» (в целях контрпропаганды). Пугающие темы и сообщения являются одними из самых эффективных средств воздействия на целевую аудиторию. Контрпропаганда, используя этот метод, имеет целью представить избрание того или иного кандидата в качестве угрозы жизни, безопасности и благосостояния граждан, устойчивости социальной системы общества и т.д. Так, во время избирательной кампании на пост президента США 1964 года «избирательная команда» Линдона Джонсона использовала телевизионный ролик с маленькой девочкой, которую уничтожал ядерный взрыв, ассоциировавшийся с его конкурентом Барри Голдуотером. Во Франции правые выпустили брошюру «Теряешь лишь раз в жизни», которая имела антисоциалистическую направленность. На обложке находился крестьянин, заключенный в стилизованную под тюрьму избирательную урну, а брошюра содержала угрозы обобществлением собственности, потерей продуктивности хозяйств, оболваниванием детей в контролируемых коммунистами сельских школах в случае победы социалистов. Во время избирательной кампании президента РФ 1996 года против Г.А.Зюганова использовались листовки со слоганом «Купи еды в последний раз».
«Псевдологические выводы». Метод состоит в использовании неправильных логических выводов. Например, на основе факта поддержки кандидатом идеи об увеличении вмешательства государства в экономику и того факта, что коммунисты также выступают за вмешательство в экономику, делается вывод, что кандидат коммунист. В качестве разновидности метода выступает его совместное использование с методом «выборочный подбор информации», когда логические выводы делаются на основе специально ограниченного массива информации. В ИК особенно часто используется при проведении различных социологических опросов, развитии и поддержке контрпропагандистских тем и т.д.
«Использование контраста».Суть метода состоит в подборе тех или иных фактов, сведений, образов, на фоне которых оценка определенных элементов имиджа принимает необходимый оттенок.
Такого рода подбор может осуществляться на макроуровне — уровне идей и тем, обсуждаемых в СМИ. Например, в России достаточно распространены ссылки на зарубежный опыт, ту или иную практику в других странах, после чего производится сравнение с ситуацией в нашей стране. Специальным образом осуществляя подбор этих ссылок, формируется мнение о неправильности тех или иных действий, несоответствие общемировой практике или, напротив, соответствие этой практике.
Этот подбор также может осуществляться на микроуровне — в одной статье, телевизионном сюжете, листовке.
Например, во время недавних выборов губернатора в Свердловской области команда А.Буркова выпустила листовку, в которой были портреты А.Буркова и Э.Росселя. В той листовке фотография А.Буркова создавала четкий положительный образ, была сделана резкой и контрастной, фотография Э.Росселя, напротив, была подобрана посредственная, сделана с низким разрешением, преобладал красный отталкивающий цвет. Фотографии сопровождала надпись: «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет», делающая акцент на преимуществе молодости А.Буркова.
«Закрепление положительного «противообраза»» Метод состоит во внедрении в общественное сознание положительного образа, соответствующего посту депутата (губернатора). Этот образ конструируется таким образом, чтобы он был наиболее «удален» от имиджа конкурента (был «противообразом»). После того, как созданный положительный «противообраз» в общественном сознании ассоциируется с постом — целью избирательной кампании, происходит акцентуация на тех элементах образа конкурента, которые максимально расходятся с положительным «противообразом» (см. метод «использования контраста»).
Например, во время недавних выборов губернатора в Свердловской области команда А.Буркова делала основной акцент на изменении ситуации, обновлении элиты, необходимости появления новой «молодой крови». После этого делался акцент на «оторванности от народа», «усталости» и «застоялости» чиновников области и самого губернатора Э.Росселя.
«Использование слухов». Слухи представляют собой отдельный специфический тип коммуникации. Основные его особенности, определяющие контрпропагандистское использование, это принципиальная анонимность и «не пересекаемость» его тем с темами средств массовой информации. В качестве носителя контрпропагандистских тем слухи могут существенно усилить те или иные латентные стереотипы и представления электората.
www.polittech.ru/33311
читать дальше«Перенос негативного образа». Метод «переноса негативного образа» состоит в проекции негативных качеств человека или какого-либо объекта, предмета или моральных ценностей (индивидуальной, групповой, внутриорганизационной, национальной, патриотической и т.д.) на другого человека или идею, для того чтобы дискредитировать его.
Например, во время ИК 1986 года во Франции социалисты выпустили контрпропагандистский плакат с изображением волка с длинными зубами и надписью: »А почему, милые правые, у вас такие большие зубки?»
Во время недавних выборов в Свердловской области против одного из кандидатов была распространена газета, в которой публиковались фотографии А.Буркова (кандидата на пост губернатора области) и его же фотография, подвергнутая компьютерному монтажу, который делал его похожим на Гитлера (была добавлена характерная прическа и усы). Посредине между двумя фотографиями располагались знак равенства и надпись «Хайль Бурков !»
«Наклеивание ярлыков». Метод состоит в эксплуатации предрассудков и стереотипов населения через «наклеивание ярлыка» на объект контрпропаганды. Ярлык квалифицирует этот объект как что-то, чего аудитория боится, ненавидит, испытывает отвращение, находит подозрительным или нежелательным и др. Например, анализ речей спикера палаты представителей США Ньюта Гинрича показал, что для описания его оппонентов (Демократической партии США) он использовал набор следующих негативных слов: жалость, обманывать, принуждение, обвал, падение, коррупция, кризис, задержка, уничтожение, деструктивность, поглощение, ставить под угрозу, неудача, провал, некомпетентность, болезнь, предательство, бюрократия, тратить время, радикальность, ложь, лицемерие и др.
«Общественное неодобрение». Используется для создания иллюзии неодобрения тех или иных действий кандидата со стороны общественного мнения. Осуществляется подбором различных высказываний групп влияния, «представителей« различных слоев населения, различных социологических опросов и т.д.
«Неопределенные выражения и намеки, несущие негативную окраску». При использовании данного метода аудитории предлагается возможность самой находить собственные интерпретации в негативном ключе. Используется против отдельных людей, групп, идей и эксплуатирует общественные стереотипы и латентные подозрения. Например, в одной из избирательных кампаний использовался в форме: «Ну, вы понимаете, на что обычно живут такие чиновники, как N» с одновременной демонстрацией благосостояния кандидата.
«Имитационная дезинформация». Метод состоит во внесении изменений в пропаганду противника, которые придают ей другое направление, снижают доверие к ней, создают негативный образ. Например, в ходе одной из ИК были выпущены листовки с избирательной программой и дизайном листовок другой стороны, однако программа содержала положения, неприемлемые для электората.
Другим примером применения метода в ИК является выпуск листовки за подписью одного из кандидатов с сообщением о снятии своей кандидатуры. В одной из избирательных кампаний данное мероприятие было проведено в последний день, разрешенный для агитации, что не оставило времени «избирательной команде», против которой направлено это мероприятие, на организацию широкомасштабного опровержения.
«Использование пугающих тем и сообщений» (в целях контрпропаганды). Пугающие темы и сообщения являются одними из самых эффективных средств воздействия на целевую аудиторию. Контрпропаганда, используя этот метод, имеет целью представить избрание того или иного кандидата в качестве угрозы жизни, безопасности и благосостояния граждан, устойчивости социальной системы общества и т.д. Так, во время избирательной кампании на пост президента США 1964 года «избирательная команда» Линдона Джонсона использовала телевизионный ролик с маленькой девочкой, которую уничтожал ядерный взрыв, ассоциировавшийся с его конкурентом Барри Голдуотером. Во Франции правые выпустили брошюру «Теряешь лишь раз в жизни», которая имела антисоциалистическую направленность. На обложке находился крестьянин, заключенный в стилизованную под тюрьму избирательную урну, а брошюра содержала угрозы обобществлением собственности, потерей продуктивности хозяйств, оболваниванием детей в контролируемых коммунистами сельских школах в случае победы социалистов. Во время избирательной кампании президента РФ 1996 года против Г.А.Зюганова использовались листовки со слоганом «Купи еды в последний раз».
«Псевдологические выводы». Метод состоит в использовании неправильных логических выводов. Например, на основе факта поддержки кандидатом идеи об увеличении вмешательства государства в экономику и того факта, что коммунисты также выступают за вмешательство в экономику, делается вывод, что кандидат коммунист. В качестве разновидности метода выступает его совместное использование с методом «выборочный подбор информации», когда логические выводы делаются на основе специально ограниченного массива информации. В ИК особенно часто используется при проведении различных социологических опросов, развитии и поддержке контрпропагандистских тем и т.д.
«Использование контраста».Суть метода состоит в подборе тех или иных фактов, сведений, образов, на фоне которых оценка определенных элементов имиджа принимает необходимый оттенок.
Такого рода подбор может осуществляться на макроуровне — уровне идей и тем, обсуждаемых в СМИ. Например, в России достаточно распространены ссылки на зарубежный опыт, ту или иную практику в других странах, после чего производится сравнение с ситуацией в нашей стране. Специальным образом осуществляя подбор этих ссылок, формируется мнение о неправильности тех или иных действий, несоответствие общемировой практике или, напротив, соответствие этой практике.
Этот подбор также может осуществляться на микроуровне — в одной статье, телевизионном сюжете, листовке.
Например, во время недавних выборов губернатора в Свердловской области команда А.Буркова выпустила листовку, в которой были портреты А.Буркова и Э.Росселя. В той листовке фотография А.Буркова создавала четкий положительный образ, была сделана резкой и контрастной, фотография Э.Росселя, напротив, была подобрана посредственная, сделана с низким разрешением, преобладал красный отталкивающий цвет. Фотографии сопровождала надпись: «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет», делающая акцент на преимуществе молодости А.Буркова.
«Закрепление положительного «противообраза»» Метод состоит во внедрении в общественное сознание положительного образа, соответствующего посту депутата (губернатора). Этот образ конструируется таким образом, чтобы он был наиболее «удален» от имиджа конкурента (был «противообразом»). После того, как созданный положительный «противообраз» в общественном сознании ассоциируется с постом — целью избирательной кампании, происходит акцентуация на тех элементах образа конкурента, которые максимально расходятся с положительным «противообразом» (см. метод «использования контраста»).
Например, во время недавних выборов губернатора в Свердловской области команда А.Буркова делала основной акцент на изменении ситуации, обновлении элиты, необходимости появления новой «молодой крови». После этого делался акцент на «оторванности от народа», «усталости» и «застоялости» чиновников области и самого губернатора Э.Росселя.
«Использование слухов». Слухи представляют собой отдельный специфический тип коммуникации. Основные его особенности, определяющие контрпропагандистское использование, это принципиальная анонимность и «не пересекаемость» его тем с темами средств массовой информации. В качестве носителя контрпропагандистских тем слухи могут существенно усилить те или иные латентные стереотипы и представления электората.
www.polittech.ru/33311
@темы: психология, война, манипуляция сознанием