Блин, а я и не знал, что С.Н.Янг (C.N.Yang) - китайский эмигрант! И что лучшие мировые программеры - индусы!А как же превосходство белой рассы?
Одной из проблем российской науки является проблема интеллектуальной эмиграции, которая сейчас обсуждается преимущественно в прагматическом контексте — в связи с потерями России от "утечки мозгов". Эта проблема имеет давнюю историю. Первую ошибку совершил еще русский царь Борис Годунов, который, отобрав 18 наиболее одаренных боярских детей, отправил их — за счет казны, естественно, — на обучение в лучшие европейские университеты с тем, чтобы они потом вернулись в Россию, обогащенные европейскими знаниями. Знаниями они действительно обогатились, но ни один из них не вернулся (12).

Между тем очень многие крупные российские ученые (Ломоносов, Менделеев, Виноградов..., Капица, Ландау...) стажировались за границей, а лауреат Нобелевской премии И. Мечников даже очень долго там работал. Можно упомянуть о том, что Г.И. Челпанов и Д.Н. Узнадзе учились у В. Вундта в Лейпциге, С.Л. Рубинштейн — у П. Наторпа в Халле (этот список можно было бы чувствительно удлинить за счет еще ряда крупнейших российских физиков). Все вроде бы так, но разница с нынешней ситуацией состоит в том, что все перечисленные люди науки учились там, чтобы работать здесь, нынешние же российские ученые, наоборот, получают образование (подчеркну: до сих пор во многих случаях бесплатное) здесь, чтобы применить его там, на Западе (12).

www.contr-tv.ru/common/1657

Ни для кого не секрет, что отъезд ученых из СССР-России в последней трети двадцатого века нельзя считать просто утечкой мозгов, так как он связан в огромном числе случаев не только (и даже не столько) с поисками лучших условий для жизни и работы, сколько с драматическими ситуациями, когда талантливые ученые или молодые люди, начинавшие научную жизнь, были отторгнуты по вненаучным причинам от возможности работать в научных институтах, университетах; были несправедливо третированы при получении должностей и степеней, были грубо и незаслуженно не приняты на работу или учебу в университеты и пр. Мы здесь не будем касаться гораздо более острого, и, к сожалению, уже не столь актуального аналогичного вопроса о первой эмиграции.

Все это не прошло даром, и во многом нынешнее состояние российской науки есть плата за безобразия тех лет. Так или иначе, это должно быть публично признано и сказано вслух; сколько талантов советская система оттолкнула и вытолкнула, скольких она просто уничтожила, – однако до сих пор власть избегает произнести это внятно и толкует лишь о былых достижениях. Для многих уехавших или эмигрировавших ученых эти обстоятельства, как и другие политические причины, определили надолго, если не навсегда, их последующее отношение ко всему, что происходит в России.


www.polit.ru/science/2007/09/27/vershik.html